АБС — антиблокировочная тор­мозная система.

Автоматическая трансмиссия — бесступенчатая трансмиссия с гид­равлическим или регулируемым ременным приводом на заднее колесо.

Автоматический впускной кла­пан — ранняя разновидность клапана, который открывался и закрывался под действием работы поршня, создававшего в камере сгорания разрежение или избыточ­ное давление.

Автоматическое натяжное уст­ройство — саморегулирующийся натяжной механизм с пружинным возвратом, обычно использовав­шийся на кулачковых цепях или ремнях.

Азотирование — процесс обра­ботки для упрочнения стали.

Амортизатор — приспособле­ние, используемое для смягчения толчков трансмиссии, а также для обозначения амортизаторов под­вески.

Амперметр — прибор для изме­рения силы тока.

Бабочка — поворотный диск, действующий как дроссельная заслонка в некоторых карбюрато­рах и в большинстве двигателей с впрыском топлива.

Барабанный тормоз — тормоз, в котором колодки из фрикци­онного материала, совершая ради­альное движение, прижимаются к внутренней поверхности цилинд­ра (барабана).

Бедная смесь — поступающая в двигатель топливно-воздушная смесь с недостаточным содержани­ем топлива.

Бескамерные покрышки —ши­ны, не нуждающиеся во внутрен­них камерах.

Биение — вращение нецентрированного вала или колеса.

Блочная конструкция двигате­ля — конструкция, в которой сило­вой агрегат смонтирован в едином блоке с коробкой передач.

Богатая смесь — топливно-воз­душная смесь с избыточным содер­жанием топлива.

Боковина — часть покрышки между протектором и бортом.

Ведомое сочленение — вид пе­редней подвески с использовани­ем шарнирного соединения, кото-, рое находится позади оси колеса.

Ведущее сочленение — вид передней подвески с использо­ванием шарнирного соединения, которое находится впереди оси колеса.

Верньер—штангенциркуль, пре­цизионный измерительный при­бор с параллельным губчатым пол­зунком.

Верхнеклапанный двигатель — двигатель с клапанами, расположен­ными в головке цилиндра.

Верхний монтаж — часто испо­льзуется применительно к резерву­ару со сжатым газом, крепящемуся к современной подвеске (газово­му амортизатору).

Верхняя головка шатуна — подшипник шатуна, через который проходит поршневой палец.

Верхняя мертвая точка — наи­высшая точка, которую достигает поршень при своем движении вверх; антоним — нижняя мерт­вая точка.

Вилка включения передачи — контролируемый кулачковым дис­ком или барабаном вильчатый ры­чаг, способный сдвигать шестерни коробки передач и, таким образом, переключать передачи.

Возвратно-поступательное дви­жение — движение вперед и назад по одному и тому же пути, подобно движению поршня в ци­линдре.

Водяное охлаждение — жид­костное охлаждение; передача теп­ла от двигателя в атмосферу через жидкий посредник.

Воздушное охлаждение — ох­лаждение нагревающегося двига­теля внутреннего сгорания пото­ком воздуха.

Воздушный фильтр — фильтр обычно бумажный или из промас­ленной вспененной резины, пред­отвращающий проникновение пы­ли в двигатель.

Вольфрам — редкоземельный металл, используемый в качестве присадки в производстве легиро­ванных сталей, а также для изготов­ления нитей электрических ламп.

Воронка — впускная трубка с раструбом, обычно используемая в системах топливного впрыска.

Впрыск топлива — принудите­льная дозировка и подача топлива в двигатель с помощью механи­ческих или электромеханических средств; в настоящее время часто входит в состав многоцелевой сис­темы управления двигателем.

Впуск — место входа, например впускной клапан или впускной ка­нал.

Впуск-над-выпуском — распо­ложение впускного клапана в го­ловке, а выпускного — в блоке цилиндра.

Всасывание — впуск топлив­ной смеси в двигатель, хотя пра­вильнее использовать этот термин только применительно к впуску под воздействием атмосферного давления.

Всесезонное масло — масло, пригодное для использования в любое время года.

Вулканизация — ремонт шин посредством термообработки.

Выпрямитель — электричес­кое устройство, пропускающее ток только в одном направлении и, та­ким образом, преобразующее пере­менный ток в постоянный.

Высокое напряжение — высо­ковольтная вторичная электропро­водка системы зажигания.

Выступ — выступающая часть кулачка.

Выхлоп — трубы, отводящие отра­ботанные газы из двигателя, а также сами газы.

Газовая сварка — соединение материалов посредством нагрева пламенем горящих газов, обычно, кислорода и ацетилена.

Газонепроницаемое соедине­ние — непроницаемый для газа уплотнитель или герметичное со­единение, используемое, в частнос­ти, в соединении головки и блока цилиндра.

Гайка Найлок — гайка с нейло­новым вкладышем, не ослабева­ющая при вибрации.

Гайка Симмондса — предшес­твенница гайки Найлок с фибро­вым вкладышем.

Галогенная лампа — лампа, в которой для яркости использу­ется один из галогенов, напри­мер, йод.

Гаситель колебаний — приспо­собление, обычно гидравлическое (хотя когда-то повсеместно испо­льзовались фрикционные гасите­ли колебаний), для сдерживания движения узлов относительно друг друга.

Гелевый слой — тонкий наруж­ный отделочный слой для покры­тия стеклопластиков.

Геликоидальные шестерни — зубчатые колеса со спиральными поверхностями сцепления.

Герметизирующий состав — материал, используемый для гер­метизации швов соединяющихся поверхностей.

Гистерезис — буквально озна­чает запаздывание; применяющи­еся в покрышках высоко-гисте- резисные добавки (изобретение Эйвона) служат для улучшения сцепления резины с дорожным по­крытием.

Гигрометр — прибор для опре­деления влажности, используется для определения состояния впрыс­ка в гоночных двигателях.

Гигроскопический — поглоща­ющая воду субстанция, например, почти все виды тормозной жид­кости.

Гидравлический — механизм, использующий поток или давление жидкости при прохождении через клапаны или отверстия, например, в тормозах или амортизаторах под­вески мотоцикла.

Гидрометр — прибор для изме­рения удельной массы жидкости, например, для определения заряд­ки батарей.

Гидротрансформатор — испо­льзующая масло и вращающиеся лопасти гидродинамическая муф­та, встречающаяся в некоторых ав­томатических трансмиссиях.

Гидуминий — название легко­го сплава, который хорошо отли­вается и сохраняет прочность при высоких температурах.

Гильза — съемная вставка в ци­линдрах; в цилиндрах из сплава обычно гильзы стальные.

Главный жиклер — основной жиклер в карбюраторе.

Главный цилиндр — резервуар и насос в рабочей части гидравли­ческой системы.

Глушитель— часть выхлопной системы, призванная снизить шум от выхлопа.

Головка Херон — тип головки цилиндра с камерой сгорания, фор­мирующейся не столько в головке, сколько на поверхности поршня, например, Morini.

Головка цилиндра — маковка двигателя; в двухтактных двига­телях— это немногим более чем перевернутая металлическая посу­дина со свечей зажигания, а в четы­рехтактных — она оснащена клапа­нами и, часто, распредвалами.

Гонки на травяных треках — предвкушение аварии на оваль­ном травяном кольце.

Гонки по льду — гонки по ова­льному ледяному треку на мотоцик­лах (типа мотоциклов для спидвея) с шипованными покрышками.

Гонки по песку — гонки по пля­жам, часто в манере гонок по трас­се спидвея.

Горизонтальный двухцилин­дровый двигатель — двигатель с двумя оппозитно, под углом 180° расположенными цилиндрами, на­пример BMW, Douglas.

Горизонтальный оппозитный дви­гатель— конфигурация двигателя с двумя оппозитно, под углом 180° рас­положенными цилиндрами, например BMW, Boxer, Honda Gold Wing.

Горшок — жаргонное название цилиндра.

ГП — сокращение oт Гран При. название карбюратора Amal для го­ночных мотоциклов.

Гран При — мотоциклетные шоссейно-кольцевые гонки выс­шего разряда, зародившиеся во Франции в 1913 г., но получившие статус мирового первенства толь­ко в 1949 г.

Густая смазка — устойчивая смесь мыла и смазочного масла.

Двигатель Ванкеля — изобре­тенный Феликсом Ванкелем ро­торный двигатель, работающий в четырехтактном режиме, но без поршня.

Двигатель внутреннего сгора­ния — любой тепловой двигатель, вырабатывающий энергию внут­ри цилиндра, а не в отдельной ка­мере.

Двигатель с длинным ходом — двигатель, в котором длина хода поршня превосходит диаметр ци­линдра.

Двигатель с коротким ходом — двигатель, в котором длина хода поршня меньше диаметра цилин­дра, как в большинстве современ­ных двигателей

Двухпоршневый двигатель — двухтактный двигатель с двумя поршнями и общей камерой сгора­ния.

Desmo (десмодромный) — кла­панная система (применяемая на многих мотоциклах Ducati), закры­тие клапана в которой обеспечива­ет не пружина, а кулачок.

Детонация — чрезмерно быс­трое сгорание топлива в цилиндре двигателя, сопровождающееся ме­таллическим стуком в цилиндре, неустойчивой работой двигателя.

Диагональная покрышка —по­крышка с состоящим из двух или более расположенных под разны­ми углами полос кордом — нечто среднее между слоистыми перекрестными и радиальными по­крышками.

Диаметр цилиндра — диаметр внутренней полости цилиндра, в которой движется поршень.

Динамо (Динамо-машина) — простое устройство преобразу­ющее вращение вала в электричес­тво; в современных мотоциклах практически не применяется.

Динамометр — прибор для из­мерения крутящего момента двига­теля (из которого можно экстрапог лировать мощность).

Дисковый тормоз — тормоз, в котором прокладки из фрикци­онного материала прижимаются к вращающемуся диску

Длинная резьбовая часть — термин для обозначения 19-милли­метровой резьбовой части свечи зажигания.

Допуск — допустимое отклоне­ние в размерах при изготовлении.

Дорожный просвет — рассто­яние между нижней подрессорен­ной точкой мотоцикла и дорогой.

Дробеструйная обработка — обработка деталей для удаления окалины или для их нагартовывания.

Дроссель - воздушная заслонка на карбюраторных или инжекторных двигателях для обогащения топливной смеси при запуске непрогретого двигателя; рычаг на ру­коятке мотоцикла, открывающий воздушную заслонку.

Дуплексный — буквально озна­чает двойной, применяется в отно­шении конструкции рамы, двухряд­ных цепей и т.п.

Жиклер — обычно маленькое прецизионное отверстие, через ко­торое проходит топливо.

Жиклер холостого хода —вспо­могательный жиклер в карбюра­торе, впрыскивающий в цилиндр топливо при незначительном от­крытии дросселя.

Зажигание от калильной труб­ки — примитивная система зажи­гания с использованием раскален­ной с помощью спиртовои горелки платиновой трубки.

Зазор— Пространство между двумя элементами, особенно, между контактами прерывателя и элек­тродами свечей зажигания.

Зазор толкателя клапана - люфт холодного толкателя, допус­кающий его расширение при на­греве.

Зазубренный — с зубчатыми краями, например зазубренная шайба.

Заклепка — подвергающийся деформации металлический штифт, используемый для соединения двух элементов.

Запаздывание клапана — дес­труктивное состояние, при котором тарельчатый клапан движется со скоростью, которую его пружина не в состоянии контролировать.

Защитный чехол — гибкая за­щитная оболочка, например, под­вески, и т.п.

Золотник Шредера — кон­струкция сердечника клапана для покрышек, используемого также в пневматических подвесках.

Зуб зубчатого колеса — выступ на зубчатом колесе, предназначен­ный для зацепления с соответству­ющим углублением на другом зуб­чатом колесе.

Зубчатый венец — в двигате­лях с продольным расположением коленчатого вала зубчатое соеди­нение с мотором стартера.

Игла дросселя — коническая игла в карбюраторе, за счет подъ­ема или опускания которой изме­няется количество подаваемого топлива при не полностью откры­том дросселе.

Иголка подшипника — опор­ный ролик, длина которого намно­го превосходит его диаметр.

Изохронный — равновремен- ный, происходящий одновременно, например, двухтактный цикл впус­ка-выпуска.

Импорт, параллельный — мо­тоцикл, импортируемый в услови­ях открытой конкуренции с офици­альным импортом.

Импорт, серый — мотоцикл, импортируемый в страну, которая официально не импортирует эту модель.

Инерция — свойство тела со­хранять движение при прекраще­нии воздействия на него движу щей силы.

Индекс — идентификационный номер машины (VIN), а также уста­новочные данные по регулировке, например, схода-развала колеса или распределения зажигания.

Инжектор — сопло для впрыс­ка топлива или масла в двигатель.

Инжекторный двигатель — двигатель с принудительным впрыском топлива (безкарбюра- торный двигатель).

Искрогаситель — использу­ющаяся в некоторых внедорожных мотоциклах деталь глушителя, при­званная уменьшить риск возникно­вения пожара.

Исполнительный цилиндр — ра­бочий цилиндр тормозной системы.

Каденция — улучшение эффек­та наполнения смесью и продувки цилиндра под действием волн дав­ления.

Камера сгорания — простран­ство (обычно в головке цилиндра) в верхней мертвой точке над по­ршнем, в которой происходит вос­пламенение смеси.

Каналы — проходы в двигателе, например, впускной канал.

Карбюратор — обычно работа­ющее на основе принципа Венту- ри устройство для смешивания в необходимых для сгорания пропор­циях топлива и воздуха.

Карданный вал — вал конечно­го (главного) привода.

Картер — обычно разделенный на две части корпус, в котором на­ходится коленчатый вал (а часто и коробка передач).

Катушка — электропроводные обмотки, преобразующие низковольтный ток в необходимый для свечей зажигания ток высокого на­пряжения.

Качающийся рычаг— закреп­ленный на оси элемент задней под­вески, несущий колесо как свой свободный конец; если рычаг не односторонний, то правильнее его называть качающейся вилкой.

Квадратная четверка — конфи­гурация двигателя с двумя коленча­тыми валами и четырьмя паралле­льными цилиндрами, расположен­ными по углам квадрата.

Кевлар — синтетическая (параарамидная) ткань, обладающая по­трясающей прочностью на разрыв; используется в бронежилетах и в некоторых узлах мотоцикла.

Кикстартер — ножной рычаг для запуска двигателя.

Киловатт — кВт, стандартная ме­ра мощности; 1 кВт = 1,341 л.с.

Клапан — любое приспособле­ние для регулирования потока.

Клапан с натриевым охлажде­нием — пустотелый клапан, содер­жащий тающий при рабочей темпе­ратуре натрий, что способствует передаче тепла в менее нагретую часть клапана.

Клапанный механизм — рас­пределительный механизм, рас­предвал (или распредвалы), толка­тели, коромысла, клапаны и сопря­женные детали в четырехтактном двигателе.

Коленчатый вал — цельноли­той или прессованный вал, вра­щение которого обеспечивает по­ступательное движение поршня вверх и вниз.

Колесная база — расстояние между осями переднего и заднего колеса

Коллектор — разветвленная система труб для подвода смеси в двигатель или вывода газов из двигателя.

Колпачок свечи зажигания — колпачок, служащий для защиты свечи, а также как проводник вы­сокого напряжения.

Компенсационная зарядка — непрерывная подзарядка аккуму­лятора малым током.

Коническая передача — пере­дача под углом 90° с одного вала на другой с помощью конических шестерен.

Конический ролик — конусо­образный роликоподшипник, под­страивающийся под радиальные и осевые нагрузки (подобные на­грузкам в рулевой колонке).

Контргайка — гайка, сильно затянутая поверх другой гайки и предотвращающая, таким образом, ее ослабление.

Контролер — присутствующий на контрольном участке официаль­ный наблюдатель за ходом гонки.

Контрольный участок — часть трассы многодневных гонок, на которой можно заработать штраф­ные очки.

Конус — сужение, например, ва­ла, на которое насаживается дру­гая деталь.

 

Подписаться на обновления в блоге можно здесь!
Motoexpert.ru Независимое интернет издание